Выборы в Сирии: 21 год у руля власти

4 м.   |  2021-06-03

В Сирийской Арабской Республике 26 мая состоялись очередные президентские выборы. Первоначально на участие в них претендовал 51 кандидат, однако заявки лишь троих были одобрены Верховным конституционным судом (1). Всего право голоса имели 18 миллионов 107 тысяч 109 граждан (2), из которых в голосовании приняли участие 14 миллионов 239 тысяч 140 человек. Выборы прошли в регионах, подконтрольных сирийским властям. Голосование невозможно было провести в контрольных курдам районах - в Идлибе, в ряде районов на севере и северо-востоке Сирии.

Последние президентские выборы в Сирии состоялись в 2014 году, тогда действующий президент Башар Асад набрал 88,7% голосов.

В выборах, состоявшихся спустя 7 лет, Башар Асад вновь одержал победу, на этот раз с 95,1% голосов. За Асада проголосовали 13,5 миллиона граждан (3). Если в конституцию страны не будут внесены изменения, это будет последний президентский срок Асада, находящегося у власти с 2000 года.

Кто имеет право баллотироваться в президенты?

В выборах президента Сирии может участвовать исповедующий ислам гражданин, достигший 40-летнего возраста, имеющий с рождения сирийский паспорт, проживающий в стране последние 10 лет и получивший поддержку депутатов. На основании конституционной реформы 2012 года от кандидата больше не требуется обязательное членство в правящей партии «Баас», кроме того, президентство тогда было ограничено двумя семилетними сроками подряд.

Кто баллотировался в президенты и под каким лозунгом участвовал в выборах?

К онституционный суд Сирии одобрил кандидатуры Абдуллы Салюма Абдуллы, Башара Хафеза аль-Асада и Махмуда Ахмада Марея. Официальная кампания, продлившаяся до 24 мая, началась 16 мая по всей территории страны. 25 мая было объявлен «днем тишины».

Голосование для граждан Сирии, находящихся за рубежом, началось ранее, 20 мая. Проживающие на территории Армении граждане Сирии, число которых достигает 1400 человек, голосовали в посольстве САР в Ереване.

Абдулла Салюм Абдулла участвовал в выборах под лозунгом «Наша сила в единстве», Башар Асад - «Надежда заключается в действиях», а Махмуд Ахмад Марей следовал девизу «Вместе».

Абдулла Салюм был выдвинут Социалистической юнионистской партией, в свое время занимал пост государственного министра Сирийского национального собрания, был депутатом.

Действующий президент Башар Асад представляет партию «Баас».

Махмуд Ахмад Марей был выдвинут оппозиционной партией «Демократический арабский социалистический союз». Как представитель оппозиции он в свое время принимал участие в женевских переговорах под эгидой ООН.

Легитимность выборов  

Д ля наблюдения за выборами депутаты Сирийского национального собрания направили приглашения коллегам из «братских и дружественных» стран, в том числе из Армении.

Результаты выборов признали и поздравили Асада с победой его соперники - Абдулла Салюм Абдулла и Махмуд Ахмад Марей. Президент Сирии также получил поздравления от президентов Ирана, России, Беларуси, Ливана, Северной Кореи, Абхазии, Китая, Палестины и султана Омана.

Запад (4) и Турция (5), однако, как заранее и заявляли, не признали легитимность выборов, подчеркнув, что Сирия не выполнила Резолюцию ООН 2254 от 2015 года (6) и проведение выборов без принятия новой Конституции не имеет смысла. Они подчеркивали, что «выборы не могут быть свободными, справедливыми и законными», и призвали международное сообщество не проводить нормализации отношений с Дамаском.

В целом избирательный процесс в Сирии по своему существу не может объективно расцениваться как демократический, соответствующий Конституции и законодательству страны. Избирательная кампания как таковая проводилась не по всей стране, жители ряда районов вообще не имели возможности участвовать в выборах. Кроме того, практика показывает, что в подобных конфликтных ситуациях исход выборов бывает предопределен в условиях сверхконцентрации политической системы в руках одной силы. Соперники Асада баллотировались для придания избирательному процессу максимальной легитимности в соответствии с требованиями новой конституции, а также с целью обеспечить необходимый конституционный процесс как в глазах международного сообщества, так и собственно сирийской общественности.

Как и в других арабских странах, в Сирии главный фаворит на выборах победу одержал с подавляющим большинством голосов. И эти выборы по своей предсказуемости и итогам ничем не отличаются от проводимых ранее электоральных процессов.